Приём и обучение студентов с инвалидностью и ОВЗ, ветеранов военных действий

Нормативно-правовые аспекты приема и обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, ветеранов военных действий

Прием студентов с инвалидностью и ОВЗ

Important
  • Все специальные условия для вступительных испытаний и государственной аттестации предоставляются на основании письменного заявления студента. Заявление должно содержать сведения о необходимости создания специальных условий для абитуриента или студента в связи с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.
  • К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья.
  • Обеспечение специальных условий: Университет должен создать условия, учитывающие психофизические особенности и индивидуальные потребности студентов с инвалидностью и ОВЗ. Это включает доступ к помещениям (наличие пандусов, поручней, подъемников, расширенных дверей и лифтов).
  • Продолжительность вступительных испытаний: Время экзамена для абитуриентов с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа.
  • Информация о процедуре экзаменов: Университет обязан предоставлять информацию о порядке испытаний в доступной форме (звуковые оповещения, адаптированные письменные инструкции и т. д.).
  • Технические средства и помощь ассистента: Абитуриенты могут пользоваться вспомогательными устройствами и помощью ассистента (передвижение, чтение задания и т. д.).
  • Проведение экзаменов в отдельных аудиториях: Для абитуриентов с ОВЗ могут быть выделены отдельные аудитории, с ограничением числа человек — до 12 для письменных экзаменов и до 6 для устных. Совместное проведение возможно, если это не мешает абитуриентам с ОВЗ.

Дополнительные условия для отдельных категорий абитуриентов с ОВЗ:

  • Слепые:
    • Задания оформляются шрифтом Брайля или в виде электронного документа с программами для слепых, также возможно зачитывание ассистентом.
    • Письменные задания выполняются шрифтом Брайля, на компьютере со специализированным ПО или надиктовываются ассистенту.
    • В аудитории предоставляются наборы для письма шрифтом Брайля и компьютер с ПО для слепых.
  • Слабовидящие:
    • Индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
    • Предоставление увеличительных устройств или возможность использования личных увеличительных средств.
    • Задания и инструкции увеличенным шрифтом.
  • Глухие и слабослышащие:
    • Доступна звукоусиливающая аппаратура (индивидуальная и коллективная), услуги сурдопереводчика.
  • Слепоглухие:
    • Обеспечение тифлосурдопереводчика.
  • С тяжелыми нарушениями речи:
    • Испытания в устной форме заменяются на письменные и наоборот — по решению вуза.
  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата:
    • В зависимости от нарушения допускается выполнение письменных заданий на компьютере или надиктовывание ассистенту; письменные экзамены могут быть заменены на устные.

Обучение студентов с инвалидностью и ОВЗ

  • Индивидуальные и групповые условия: Обучение организуется в соответствии с особенностями студентов и может проходить как в общей группе, так и в отдельных специализированных.
  • Специальные условия для образования:
    • Использование специализированных учебников, технических средств и ассистентов, проведение коррекционных занятий.
    • Обеспечение доступности зданий и помещений вуза (пандусы, поручни, лифты и др.).
  • Обеспечение учебными материалами и помощью: Предоставляются учебники, учебные пособия, услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Специальные требования для различных категорий студентов:

  • Для студентов с ограничениями по зрению:
    • Альтернативные версии сайта для слабовидящих, крупный рельефно-контрастный шрифт на расписании и других важных информационных материалах.
    • Адаптация печатных материалов, помощь ассистента и доступ в здание с собакой-проводником.
  • Для студентов с ограничениями по слуху:
    • Дублирование звуковой информации визуальными средствами (мониторы с субтитрами).
  • Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
    • Обеспечение доступа в учебные помещения, столовые, туалеты и другие необходимые зоны (наличие специальных кресел, расширенных дверей, пандусов и пр.).

Практическая подготовка студентов с инвалидностью и ОВЗ:

  • Практика организуется с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы. Университет выбирает доступные места для прохождения практики.
  • При необходимости создаются специализированные рабочие места для студентов-инвалидов в зависимости от их особенностей и профессиональной сферы.

Государственная итоговая аттестация для студентов с инвалидностью и ОВЗ

  • Проведение экзаменов: Вуз организует аттестацию с учетом индивидуальных особенностей студентов, в том числе с помощью ассистентов и необходимых технических средств.
  • Особые условия для отдельных категорий:
    • Для слепых — задания выполняются шрифтом Брайля или с помощью программ для слепых.
    • Для слабовидящих — обеспечение увеличительных устройств и равномерного освещения.
    • Для глухих и слабослышащих — звукоусиливающая аппаратура.
    • Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата — письменные задания выполняются с помощью компьютера или диктуются ассистенту.
  • Увеличение продолжительности экзамена: Время для выполнения заданий может быть увеличено, если студент подал письменное заявление за 3 месяца до аттестации, указав необходимые условия.

Особые образовательные потребности студентов с инвалидностью и ОВЗ, ветеранов военных действий

План лекции:

  1. Особые образовательные потребности студентов с инвалидностью и ОВЗ по слуху.
  2. Особые образовательные потребности студентов с инвалидностью и ОВЗ по зрению.
  3. Особые образовательные потребности студентов с инвалидностью и ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  4. Особые образовательные потребности студентов с ментальными нарушениями.

Потребности студентов с инвалидностью

  1. Особенности когнитивных функций:

    • Внимание: снижена устойчивость, концентрация и скорость переключения.
    • Сенсорные системы: фрагментарность восприятия, трудности в ориентации в пространстве.
    • Память: требуется больше времени для запоминания, ограничен объем кратковременной памяти.
    • Мышление: сложности с классификацией и обобщением, позднее развитие формально-логических операций.
    • Речь: замедленное развитие, ограниченное использование невербальных средств, трудности в понимании речи.
  2. Особые образовательные потребности по типам нарушений:

    • Незрячие и слабовидящие:
      • Использование компьютеров с программами для слепых, синтезаторов речи, материалов на Брайле и голосовых средств.
    • Неслышащие и слабослышащие:
      • Использование звукоусиливающей аппаратуры, жестового языка, специализированных компьютерных технологий.
    • С нарушением опорно-двигательного аппарата:
      • Архитектурная безбарьерная среда, адаптированные рабочие места, поддержка коррекционных специалистов.
    • С общими заболеваниями:
      • Индивидуализация обучения, создание комфортной учебной среды, способствующей личностному развитию.
    • С ментальными нарушениями:
      • Адаптированное содержание, метод «маленьких порций», формирование социальной компетентности, постоянный контроль и помощь.
  3. Терминология:

    • Инвалид — лицо с ограничением жизнедеятельности, нуждающееся в социальной защите.
    • Обучающийся с ОВЗ — лицо с физическими и/или психологическими нарушениями, требующее специальных условий для образования.
    • Особые образовательные потребности — необходимость создания специальных условий для получения образования в зависимости от типа нарушений.